15-17 СЕНТЯБРЯ ЕКАТЕРИНБУРГ

Коммуникация начинается с понимания

На запрос «Что такое эффективные коммуникации?» любая поисковая система выдаст массу ссылок. Уверены, что написанное хоть немного приблизило вас к поминанию процесса? «Да», - ответила бы я ещё месяц назад. «Нет», - говорю сейчас. Ответ на противоположный изменил проект «Молодёжный инновационный центр». Одна из его стратегических сессий по направлению «Эффективные коммуникации» прошла в Екатеринбурге в середине сентября. Её участниками стали молодые жители области.

В начале было…
Проект «Молодёжный инновационный центр»  реализуется министерством физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области в рамках областной государственной целевой программы «Молодёжь Свердловской области». Как сказано на сайте molodost.ru: «Проект представляет собой инвестиции в человеческий потенциал. Его цель: сформировать и развить у молодых людей субъектность, позволяющую им активно участвовать в процессах индивидуальной, семейной, общественной и  индустриальной жизни». Проект реализуется в форме последовательно проводимых стратегических сессий (модулей) по трём направлениям: «Развитие индивидуальных потребностей и способы их удовлетворения» (площадка работает в Артёмовском городском округе), «Способы саморазрешения конфликтов» (Берёзовский городской округ), «Эффективные коммуникации (г. Екатеринбург).

Хочу говорить как Василий Якеменко
На первую стратегическую  сессию по направлению «Эффективные коммуникации» (она прошла на базе детско-юношеского центра «Вариант») приехало два десятка молодых и активных свердловчан. Половина из них уже участвовала в модулях по двум другим направлениям (проект стартовал в июле). «Старички», по крайней мере, знали, что привычной учёбы ждать не стоит. А вот новички, вроде меня, пребывали в беспечном неведении. Но и те и другие в большинстве своём, хотели узнать секреты эффективного общения с людьми. Хотя у кого-то были более конкретные цели. «Я хочу научиться говорить так, как это делает Василий Якеменко (прим.руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Российской Федерации, неофициальный лидер «Молодёжного движения Наши»). Хочу, чтобы молодёжь меня также слушала», - поделилась своими ожиданиями одна из участниц модуля. Скажу сразу, что путь к эффективным коммуникациям, а вернее, маленький отрезок БОЛЬШОГО пути был не из лёгких иногда и просто экстремальным. Не всем под силу оказалось его преодолеть. «Потери» были не только среди начавших движение, но и у самих идущих. Пожалуй, самая большая из них – прежние представления о коммуникации. Впрочем, обо всё по порядку.

Шаг за шагом
Менять себя и мир вокруг – такую задачу определил молодёжи руководитель проекта Александр Штанько. «Маяками»в течение всех трёх дней (столько длился модуль) наших мучительных поисков были профессиональные игротехники. В качестве путеводной звезды - схема идеальной коммуникации с позициями «автора», «понимающего», «критика», «арбитра» и «организатора».Участники сессии разделились на три группы: идеалистов, рефлексии, дефектологов. Я попала в третью. Ясная на первый взгляд задача - найти дефекты, которые мешают пройти циклу коммуникации, и превратить их в эффекты - теряла свои чёткие очертания с каждым произнесённым словом. Мы говорили, говорили, говорили… Слушать, слышать, понять - от первого к третьему приходилось прорываться через дебри самовыражения. И это только один из дефектов.
- Если честно, было трудно. Но зато за эти три дня я столько открытий для себя сделал! Ведь то, что происходило у нас – это наше же общество, только в миниатюре. Все хотят быть авторами, и людям нет дела, понимают их или просто слушают, - признался один из участников модуля.

Tabula Rasa
Исписав в поисках дефектов ни один ватман, на последний плену, к которому нужно было подготовить доклад, мы представили чистый лист (справедливости ради надо сказать, что другим группам было что представить). И ещё. Из восьми членов нашей группы осталось только четверо. Не все смогли найти место в своём сознании для понимания. Нарастили ли мы хоть миллиметр потенциала за эти три дня? Как всё, что мы узнали, применить на практике? И, в конце концов, как доступно объяснить другим, чем же мы тут занимались, и какая от этого польза? Ответить трудно. И вообще вопросов больше, чем ответов? Неужели процесс понимания начался? Проверим в ноябре на второй сессии.

Вера Теляшова г. Серов