«ИЩИТЕ – ДА ОБРЯЩЕТЕ». ПЕРЕЧИТЫВАЯ СТАРОЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

31 мая 2013

     Что, современнее «метлы», может предложить Россия своим подросткам летом в качестве орудий труда?

    Из 30-ти первых фото в Яндексе по запросу «труд подростков» нам выпали 20 фото, где подростки «с метлой». Только на 2-х фото из первых 30-ти подростки заняты профессиональным трудом: сварщика и штукатура. Взрослые не доверяют? Не верят в возможности современных подростков? А как же тогда «героический труд подростков в годы Великой Отечественной войны»?  Это миф? Или современные организаторы работы с подростками не умеют работать так, как это было когда-то?

    В связи с поставленной проблемой вспомнилось, что более пяти лет назад, еще в 2007 году, Департаментом по делам молодежи Свердловской области для «инновации и модернизации» работы муниципальных Молодежных бирж труда (МБТ) был выпущен информационно-методический сборник «Организация  труда несовершеннолетних в свободное от учебы время».

   Авторы сборника: Айвазян А.А., Гущин О.В. и Нифонтов С.А ,– исходили  из того, что летний труд подростков должен быть подготовлен взрослыми в муниципалитетах задолго до официального начала работы МБТ.  Если это взрослые действительно хотят «закрепить» в своих муниципальных образованиях молодежь, «убегающую в крупный город». Если хотят решать муниципальные проблемы, а не отчитываться «об использовании бюджетных средств».  

    Вот несколько выдержек из текста этого сборника. Сравните текст (желаемое кем-то когда-то) с вашей современной действительностью и определите, какие инновации в организации летнего труда подростков произошли за пять лет в вашем муниципальном образовании (вашей профессиональной работе).

   «Мы исходим из того, что организация трудовой деятельности подростков во внеучебное время – это узконаправленная деятельность. Но она накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь несовершеннолетних. Это – путевка в профессиональную жизнь, это – первые впечатления от трудовой деятельности. Ответственность за эту деятельность повышается с учетом того факта, что современные подростки – это не только новое поколение, это – представители новой, рыночной,  экономической системы и новой, демократической, политической системы»…

   «Данное методическое издание – не руководство к действию (действия должны быть самостоятельными и свободными), а руководство по обдумыванию (осознанию, изменению, развитию) и совершению действий  по организации работы, направленной на трудоустройство подростков»…

   «Первая задача, решаемая путем участия подростков в трудовых объединениях несовершеннолетних, формулируется как ознакомление с Законами, определяющими отношения людей в труде»…

   «Таким образом, «родимыми пятнами» советского периода в трудовой деятельности современных подростков, получаемыми ими от предыдущих поколений (преимущественно в семье от родителей и дедушек-бабушек), являются:

1.                  отсутствие личной мотивации к общественно-организованному труду;

2.                  неуважение к интеллектуальным и организаторским формам трудовой деятельности, ориентация на процесс;

3.                  ориентация на «присутствие» на рабочем месте, а не на достижение в процессе труда конкретного результата;

4.                  равнодушное отношение к тому, что выдается им организаторами труда для совершения рабочих действий»…

   «Мы можем показать подростку, насколько выбор профессии важный шаг, при этом, не навязывая определенную профессиональную ориентацию или определенный вид труда, а показывая различные профессии (точнее профессиональные сообщества) с разных сторон. При этом мы должны так организовать трудовую деятельность подростков, чтобы они приобрели за время работы необходимый опыт жизни в профессиональном сообществе, достаточный для ответа на вопрос: хотят ли они жить в этом (таком) сообществе всю свою взрослую жизнь?»…

   «Сущность патриотизма проявляется в двух ракурсах: в гражданско-патриотическом сознании и гражданско-патриотическом действии. Патриотизм это социальное явление, отражающее позитивное отношение людей к Отечеству, выраженное в чувстве любви к нему и проявляющееся в практической деятельности на его благо»…

   «В свободное от основной работы время можно проводить следующие виды учебно-воспитательной работы:

1.                  знакомство с Трудовым Кодексом Российской Федерации (правовое просвещение);

2.                  знакомство с профессиями предприятий и организаций, где работают несовершеннолетние (профориентационная работа);

3.                  изучение норм охраны труда и правил техники безопасности (здоровьесбережение);

4.                  изучение трудовых традиций  муниципальных образований, предприятий и организаций, где работают несовершеннолетние (гражданско-патриотическое воспитание);

5.                  проведение добровольческих трудовых акций (гражданско-патриотическое воспитание);

6.                  проведение спортивных мероприятий (здоровьесбережение);

7.                  проведение культурно-досуговых мероприятий (воспитание культуры)»…

    «Привлечение школьников в свободное от учебы время к уборке пришкольной территории не следует рассматривать как трудовую деятельность до тех пор, пока не будут соблюдены указанные нормативные требования»…

   «Квалифицированное наставничество вместе с заключением индивидуального трудового договора являются основными факторами, обеспечивающими эффективную профессиональную социализацию несовершеннолетнего»…

   «Конечно, на все эти «тонкости» можно не обращать внимания, но тогда не следует ожидать, что несовершеннолетние, получившие негативный опыт трудоустройства на данном предприятии через какое-то время придут сюда работать по окончании  школы, ПТУ, колледжа, вуза. Более того, они транслируют свое отношение к данному предприятию среди своих сверстников, формируя и у них такое же негативное отношение к данному предприятию как потенциальному месту работы»…

    «Существует мнение, что трудовые объединения несовершеннолетних (ТОН) лучше создавать «из атомов», отдельных, незнакомых друг с другом, подростков. В этом случае, якобы, у подростка возникает возможность изменить свои стереотипы поведения, «сменить имидж». Вероятно, в ситуации, когда новая группа создается «надолго» и существует возможность длительно изолировать подростка от его «прежней» социальной среды, обозначенный подход может оказаться результативным. Но при создании ТОН всего на 2-3 месяца педагогически гораздо более важным становится время, когда «после работы» подростки добровольно остаются вместе. А это возможно только при использовании социальных связей, уже существующих между подростками как сверстниками»…

   «В данном контексте закономерными становятся добровольческие трудовые акции второго этапа, в ходе которых несовершеннолетние должны продемонстрировать индивидуальную готовность не словами (знаниями), а делами и поступками показать свою готовность к работе в составе «взрослого» коллектива. Поскольку на данном этапе особое значение приобретает оценка компонентов именно трудового поведения, акции должны быть трудовыми (а не досугово – развлекательными, например)»…

   Полный текст информационно-методического сборника «Организация  труда несовершеннолетних в свободное от учебы время» можно получить в учебно-методическом отделе ГБУ СО «Дом молодежи».

   Кроме этого, в качестве образовательного курса вы можете изучить с подростками, для развития их технической эрудиции, историю метлостроения и метлопользования, почерпнув много интересного, в частности, на сайтах:

http://ab.fanrus.com/SMI/Pridira/april1/37/148/

http://www.dekanat.ru/article.shtml?show=RJ8vktHLsZcT